Эти танцы переносят нас в эпоху старосветской культуры северной Индии XVI - н. XIX столетий. Возникновение этого изящного стиля восходит к временам, когда индийский классический танец катхак проник во дворцы могольской знати и получил новое развитие в качестве придворного развлечения.
Муджра – удивительный танец, созвучный культуре Великих Моголов. Его единственная тема – любовь, его цель – утонченный соблазн. Исторически муджра – это одновременно вокальное и танцевальное выступление куртизанки. Исполнительницы были профессиональными певицами северной индийской классической музыки Хиндустани, поэтессами (язык урду) и, конечно, танцовщицами стиля катхак. Эти девушки были высоко образованы и изящны, неизменны их ассоциации с японскими гейшами, греческими гетерами, индийскими ганиками…
Муджру исполняли по случаю мехфил (махфил) - вечеров традиционных придворных развлечений: музыки Хиндустани, поэзии, танца. Эти интеллектуальные собрания украшали прекрасные куртизанки. Мехфил проводили в домах знати или дворцах мусульманских владык, меценатов и покровителей искусств. Муджру также исполняли в специальных домах, их называли котха.
В Джайпуре традиция исполнения муджры была потомственным занятием и передавалась от матери к дочери, исполнительницы были мусульманками. Во времена восстания сипаев в 1857 г. представления муджры были удобны для встреч повстанцев: эти мужские собрания не привлекали внимания. Как следствие, по приказу британских властей многие дома котха были закрыты. Так старинная традиция пришла в упадок, ремесло куртизанок с тех пор стало ассоциироваться исключительно с проституцией, а оставшиеся дома котха - с притонами. Судьба некоторых танцовщиц была более радостна: Наргис, Гаухар Джаан стали исполнять муджру в кино.
Современные танцовщицы муджры украшают своим искусством свадьбы, холостяцкие вечеринки, традиционные мальчишники перед свадьбой. В Пакистане муджру танцуют под современную популярную музыку, но этот танец уже имеет мало общего с изысканным искусством средневековых куртизанок Дели, Джайпура, Лакхнау.
Муджра заимствует хореографию классического индийского стиля катхак. Элементы «чистого танца» катхак в муджре условно упрощены, одновременно более мягки и обязательно приправлены яркой чувственностью. Муджра редко обходится без характерных движений, подчеркивающих эротический смысл песни. Поэтический материал муджры - любовная лирика на языках фарси, хинди, урду. Это тхумри, газели, популярные стихи таких поэтов, как Амир Хосров, Хариванш Рай Баччан, Бахадур Шах Зафар…
Муджра может исполняться в медленном, среднем, иногда стремительно быстром темпе под ритмические слоги катхак. Муджра раскрывает природу женственности: порывистая и страстная, нежная и лиричная, трепетная и волнующая. Танец идеально подчеркивает женственность, грацию, изящество. Полный изысканного обольщения, очарования, достоинства, он никого не оставит равнодушным, но главный адресат этого танца - всегда мужчина.
Этот подвид стиля катхак требует от исполнителя тонкого артистизма и чувства меры: в исполнении муджры важна загадка и недосказанность. Знания стиля катхак будут замечательным подспорьем в освоении технических танцевальных элементов муджры. В муджре присутствуют элементы танца, исполняемые в положении сидя, лежа. А овладеть душой муджры, на мой взгляд, дано тем, кто в полной мере осознает свою женственность.
Прекрасные образцы классической муджры можно увидеть в индийском кино о временах правления моголов: Mughal-E-Azam, Pakeezah (1972), Umrao Jaan (1981) - Рекха, Devdas (2002) - Мадхури Дикшит, Umrao Jaan (2006 г) – Айшварья Рай, Mangal Pandey – Рани Мукхерджи. Многие танцевальные номера, исполняемые звездами индийского кино, представляют собой муджру или комбинацию еe элементов (Saajan, Aja Nachle, Bunty Aur Babli, Lagaan).