Основополагающим трактатом, посвящённым теории индийского танца, является "НАтья шАстра" созданная легендарным мудрецом БхАратой. Этот бесценный труд создавался несколько столетий и является "библией" всех исполнителей индийского классического танца. Этим трактатом закреплён канон, который и делает индийский танец "классическим" (лат. classicus - "образцовый"), эти "образцы" приведены в "НАтья шАстре".
Этот древний трактат рассматривает 3 фазы танцевальной композиции: нрИтта, нАтья, нрИтья.
НрИтта представляет собой так называемый "чистый" танец (он очищен от драмы), это танец, "лишенный смысла", повествовательности, содержательности, это танец как таковой, в нашем понимании - это хореография. Им танцовщица старается передать только красоту движения, но не содержание песни;
НАтья- "чистая" драма, драматическое представление; в противоположность нрИтте, это буквально пояснение либо общего смысла сопроводительной песни, либо каждого её слова. Передавая смысл стихов композиции, танцовщица использует богатый язык жестов (хАста мУдра), эмоциональную выразительность (бхАва, рАса) и искусство драматической актрисы (абхинАя). Как правило, в нАтья исполнение не украшается элементами нрИтты;
НрИтья - гармоничное соединение двух указанных выше фаз (нрИтта + нАтья = нрИтья). Это синтез "чистого" танца и "чистой" драмы, это смешение.
"Образцы", предписываемые каноном: 13 движений головы (ширО бхЕда), 9 - глаз (дрИшти бхЕда), 9 - шеи (гривА бхеЕда), 7 - бровей (бхрУ бхЕда), 6 - носа (нАсика бхеда), груди (вАкша бхЕда), 6 - стоп (пАда бхЕда), тела (Анга бхЕда), различные виды танцевальных движений (чАри), поз (карАна, стхАнака, мАндала) и, конечно, знаменитый язык мимики (абхинАя, рАса) и жестов (хАста мУдра).
Танцор может исполнять ту или иную композицию в двух манерах: тАндава и лАсья, это эпитеты Шивы и Парвати - первых божественных танцоров. ТАндава подразумевает энергичную, чёткую, резкую манеру исполнения, присущую в большей степени мужчинам, а лАсья - её противоположность: мягкость, трепетность и изящество, чаще всего демонстрируемые женщинами.
Передавая смысл стихов композиции, танцовщица использует богатый язык жестов, мимики и искусство актёрского представления (абхинАи).
ANGIKAM BHUVANAM YASYA VACHIKAM SARVA VANGMAYAMТвое тело - Вселенная, звук Твоего голоса - языки всего мира, звезды и полумесяц украшают Тебя, мы почитаем тебя, пречистый и благой Шива
Эти санскритские стихи повествуют о четырёх видах абхинАи: Ангика абхинАя, вАчика абхинАя, ахАрья абхинАя и сАттвика абхинАя. Ангика абхинАя связана с движениями тела и его частей (рук, ног, плеч, груди), иначе говоря - танцевальными па; вАчика абхинАя - с речью, конкретнее - с поэзией избранной для воплощения в танце композиции; ахАрья абхиная - грим, костюм, украшения исполнителя, без которых, выразительность образа считается неполной; сАттвика абхинАя - "сАттва" означает "чистота", она означает полноту и искренность выражения эмоций, испытываемых танцовщицей на сцене: мурашки по коже, капельки пота на лбу, изменение голоса, цвета лица, дрожь, слёзы и т. п. реакции на естественные обстоятельства в реальной жизни. Это проявление высокого мастерства актрисы.
Основу актёрского мастерства танцовщицы (абхинАя) составляют 9 основных настроений (наварАса) и 50 оттенков эмоций (бхАва).
Предметом пристального исследования для легендарного автора Натья Шастры стало и тело танцора. Он делит его на:
Сложнейшей задачей танцора становится координированное управление ими.