Апсара
г. Санкт-Петербург, ул. Мира, д. 3, Бизнес Центр "Троицкий", офис 317
e-mail: apsara.ru.shop@gmail.com
Театр-студия
Индийского Танца
Очарование чиканкари

Индийская вышивки чиканкари

Техника этой изящной вышивки родом из города Лакхнау, штат Уттар Прадеш. Слово "чикан" восходит к персидскому "чакин" – буквально "выполнять узоры на ткани". Греческий историк и путешественник Мегасфен пишет, что вышивка чикан происходит из Восточной Бенгалии, он упоминает цветочную вышивку на тонком муслине в своих записках, которые относятся к III веку н. э.

Мастера полагают, что чиканкари появилась ещё в пророческие времена. Есть поверье, что в своих странствиях некий пророк проходил через одну деревню в Уттар Прадеш и попросил воды у жителя. В награду за предложенную ему воду, он даровал искусство чиканкари бедному крестьянину, чтобы это искусство навсегда избавило его от голода и нищеты.

Известно, что в первой трети XVII в. это искусство было впервые представлено при дворе прекрасной супругой императора Джахангира Нур Джахан. Вдохновленная образцами турецкого искусства вышивки, она стала подлинным мастером чиканкари.

Каково бы ни было происхождение этой вышивки, она неизменно приводит в немое восхищение, а сложность ее узора напоминает тончайшую резьбу по мрамору.

Индийская вышивка чиканкариТрадиционное искусство чиканкари - это вышивка, выполненная белой нескрученной (рыхлой) нитью по тончайшему белому муслину. В прошлом ею часто украшали верхнюю одежду (дупатта, курта, сальвар-камиз, сари), а в наши дни чиканкари используется и при оформлении занавесей, покрывал, столового и постельного белья.

Чиканкари - это тонкая и трудоемкая ручная вышивка, выполняемая на различных тонких тканях, таких как муслин, шелк, шелковый или синтетический шифон, жоржет, органза, вуаль и пр. Предпочитаются ткани светлого окраса. Для вышивки используются нескрученные нити. Наряду с традиционной одноцветной вышивкой, сегодня в моде вышивка цветными нитями из шёлка и хлопка. Также широко используется включение в чиканкари вышивки бисером, бусинами, блестками, металлизированной нитью и канителью.

Мастера обучаются этому искусству по 15-20 лет, а на изготовление одного изделия (курта, сальвар, дупатта) может потребоваться до 15 дней.

Долгое время эта вышивка была придворным искусством, сегодня же она является живой традицией и предметом активного потребительского спроса. Центром индустрии чиканкари с незапамятных времён остается город Лакхнау.

Дизайн.
Дизайн разрабатывается, исходя из ткани, на которой будет выполняться вышивка. Подбор стежков для вышивки производится на основе выбранного рисунка. В мотивах для вышивки используются цветочные и декоративные орнаменты, что было обусловлено традициями искусства (ислам запрещает изображения животных, птиц и людей). Орнамент может покрывать все изделие, либо украшать только его часть. Среди самых популярных мотивов: жасмин, розы, цветочные стебли, лотос, манго ("огурец").

Изготовление печатной формы и нанесение узора.
Узор для вышивки вырезается на деревянной плашке (печатной форме) и затем наносится на ткань легкосмываемыми красками, такими, как нил или сафеда. Иногда узор наносят от руки без печатной формы, что усложняет работу.

Вышивка.
Ткань с напечатанным эскизом будущей вышивки передают мастерице, которая натягивает ткань на специальные пяльцы, называемые карчоп. Вышивальщицы выполняют работу над узором, используя различные виды стежков. Разнообразие их видов исчисляется десятками!

Стежки, используемые в чиканкари.
Индийская вышивка чиканкари

  1. Тепчи - длинные стежки вперед иголку, которые выполняются 6 нитями по лицевой стороне, обычно 4 нити с лицевой и 1 с изнаночной. Таким образом, формируется линия. Обычно этот тип стежка используется для обводки основы для более сложной вышивки или для выполнения простых фигур.
    Техника: его выполняют движением иглы справа налево (рис.1а) Стежки можно располагать по лицевой и изнаночной стороне ткани в два и более ряда (рис.1б, в). Шов «вперед иголку» иногда выполняют и по кривой линии, например в узорах с произвольным рисунком.
  2. Индийская вышивка чиканкариБакхия выполняется с изнаночной стороны швом "восьмерка". На лицевой стороне изделия образуется контур в виде строчки, нити "восьмерки" просвечивают через тонкую ткань, образуя красивую "тень". Техника представляет собой сплошной шов «козлик», то есть перекрещивающиеся стежки соединяются друг с другом. На лицевой стороне образуются два ряда параллельных стежков с промежутками в виде строчки. Наклон стежков должен быть от 30 до 40 градусов. Шов «восьмерка» может быть узким, широким, частым и редким. Выполняется он так же, как шов «козлик», только каждый последующий прокол делается в предыдущий. Шов «восьмерка» может быть использован для заполнения различных фигур сложной формы. В этом случае, по меньшей дуге расстояния между стежками будут меньше, а по большей – больше (рис. 2 в,г).
  3. Индийская вышивка чиканкари Хул - это стежок, который выполняется как "глазок" или "дырочка". Этот стежок может выполняться шестью нитями и обычно им оформляют центр цветка. Техника: (рис. 3). рисунок обметываем по контуру, затем толстой штопальной иглой прокалываем ткань в центре кружочка и раздвигаем нити, постепенно увеличивая дырочку вращательным движением. Край дырочки обметываем гладьевым валиком мулине в одну нитку.
  4. Занзира - небольшие стежки в виде тамбурного шва (шов "цепочка"), которые выполняются одной нитью по лицевой стороне. Его используют для окончательной обводки листьев, лепестков или бутонов, т.к. это шов очень тонкий.
    Техника: иглу вводят в то место, откуда нитка вышла с изнаночной стороны ткани на лицевую. Далее иглу выводят на лицевую сторону так, чтобы она прошла в предыдущую петельку, и таким образом выполняется цепочка из петелек (рис. 4).
  5. Индийская вышивка чиканкариРахет - это стебельчатый шов, выполняемый шестью нитями по изнаночной стороне. Этот шов формирует на лицевой стороне сплошную линию, обычно используется в виде двойной линии "дохра бакхия".
    Техника: (рис.5) его можно выполнять двумя руками или одной правой рукой. При этом левой рукой и придерживают рабочую нить во время выполнения шва. Сделав в ткани первый стежок, иглу выводят у середины стежка с левой стороны. Рабочую нитку прижимают к пяльцам большим пальцем левой руки, недалеко от того места, где она вышла из ткани, и прокалывают ткань выше первого стежка. Выводят иглу у середины второго стежка. Таким образом, шов выполняют движением иглы к себе, укладывая стежки от себя. Каждый новый стежок, при этом, выходит вперед наполовину предыдущего.
    При выполнении стебельчатого шва, рабочая нитка должна быть всегда с одной стороны - справа или слева. Менять положение нитки во время работы нельзя. Существует два способа исполнения этого шва. При первом способе (рис. 5а) шов получается узким слегка выпуклым, при втором (рис. 5б) — широким в виде шнурка.
  6. Индийская вышивка чиканкариБанарси - этот шов не имеет аналогов среди стежков, использующихся в европейской вышивке. Это витой шов, который выполняется 6-ю нитями по лицевой стороне ткани. Начиная справа, делают стежок влево примерно через 5 нитей, затем вертикально делается стежок через 2 нити. Затем игла втыкается в середине первого стежка примерно на 2 нити ниже его и выводится правее и выше на 2 нити горизонтального стежка.
  7. Кхатау похож по виду на шов "бакхия", но тоньше и выполняется в форме аппликации. Элементы узора вырезаются из хлопковой ткани, затем они накладываются на изнаночную сторону вышивки и пришиваются мелкими гладьевыми стежками. На лицевой стороне это дает эффект "тени".
  8. Индийская вышивка чиканкариФанда и мурри - это стежки, которые обычно используются для вышивки центра цветка в чиканкари. Они выполняются как французские узелки. Мурри имеет вытянутую форму наподобие рисового зерна, а фанда - круглые узелки в виде просяного зернышка.
    Техника: иглу с рабочей ниткой выводят на поверхность ткани, наматывают на иглу нитку 1—2 раза и прокалывают ткань на небольшом расстоянии от того места, где нитка вышла на поверхность ткани. Затем осторожно протягивают нитку на изнаночную сторону, подтягивая получившийся узелок к ткани (рис. 8).
  9. Джали - это техника вышивки, похожая на мережку, однако нити не выдергиваются из ткани, и аккуратно раздвигаются и закрепляются маленькими стежками петельным швом, таким образом, получается изящная сетка, либо орнамент из отверстий, чем-то напоминающий мережку или хардангер (рис. 9)
  10. Индийская вышивка чиканкариТурпаи и дарздари тоже важные виды стежков в технике чиканкари. Турпаи используется при вышивке тонкими нитями. У дарздари есть несколько разновидностей, особенно часто используются кохидарз, камал дарз, шанкарпара дарз, мучи и сингбхада дарз.
  11. Еще несколько разнообразных стежков, используемых в чиканкари: печани, биджли, гхаспатти, макра, каури, хахткади, банджкали, сази, каран, капкапи, мадраси, буль-буль часм, тадж махал, джанджира, канган, дхания-патти, розан, мехарки, чанапатти, балда, джора, кил канган, бульбуль, сидхаул, гхас ки патти и др.

Стирка и завершение.
После того, как вышивка закончена, ткань стирается и проходит завершающие стадии обработки: отбеливание, обработку кислотой, крахмаление и глажку.
И, наконец, шедевр готов!

Текст: Екатерина Шурыгина
Редакция: Елена Тарасова - художественный руководитель "Апсары".