Апсара
г. Санкт-Петербург, ул. Мира, д. 3, Бизнес Центр "Троицкий", офис 317
e-mail: apsara.ru.shop@gmail.com
Театр-студия
Индийского Танца
Абхиная - зримая поэзия

Слово "абхинАя" означает "нести по направлению к", "доносить до". Что несет своим исполнением танцор индийского танца? Эмоции, чувства, характеры, идеи, просвещение, духовность, заключенные в стихах. Цель – передать красоту и дыхание поэзии. Абхиная - это передача сюжета, смысла, содержания поэзии всеми доступными актеру выразительными средствами, это передача и его собственного вИдения стихов, положенных в основу композиции. Абхиная обращена к умам и сердцам зрителей.

Индийский танец – это дрИшья кАвьям – зримая поэзия. Поэзия - основа для построения бхАвы и абхинАи. АбхинАя – отражение поэзии и напрямую зависит от степени осмысленности и прочувствованности текста. Необходимо не просто знание знание каждого слова стихов, общего смысла (подчас и нескольких уровней смыслов) песни, её идеи. Следует знать контекст, обстоятельства ситуации, движущие эмоции поэта и его настроения, выраженные им в своем творении, понимать характер изображаемых персонажей (их возраст, присущую им манеру двигаться, говорить и пр.), танцору важно уметь передать духовный подтекст. На основании чего строится эмоция? Это может быть контекст композиции, или состояние ума, настроение исполнителя. Интерпретируя поэтические строки, танцовщица должна прекрасно знать как падАртха абхинАя – буквальный смысл, значение исполняемой песни, так и вакьЯртха абхинАя – смысл, значение строки. Цель искусства абхинАи – предельно ясно выразить ("донести") смысл песни. Важно глубокое понимание того, что изображается, важен опыт этих эмоций – одних телодвижений и жестов недостаточно.

В индийских академиях этому искусству начинают обучать учеников 8-9 летнего возраста. В этом процессе студенты должны быть хорошо знакомы с техникой стиля (хасты, ширО бхеда, дришти бхеда и т. д.), потому что они – технические инструменты для передачи эмоций. Эмоции юных исполнителей всегда отличает радость и порывистость, эмоции зрелого исполнителя – текучи как река, они обогащены собственным опытом, а значит они ярче и насыщеннее. Абхиная подразумевает опыт души исполнителя, и, конечно, мастера этого искусства – это отнюдь не юные исполнители, а танцоры в возрасте. Более искренне и ярко «играть» на сцене страдание, любовь, гнев, страсть, страх может тот, кто пережил эти состояния. Наряду с жизненным опытом в овладении этим искусством не последнюю роль играют наблюдательность в сочетании с фантазией.

Древний трактат о танце «Натья шастра» называет 4 вида абхинаи:

  1. Ангика абхинАя – выражая смысл песни, танцовщица использует все части тела: Анга, упАнга, пратьЯнга. Эти движения систематизированы в «Натья шастре», например язык жестов хАста мУдра, различные движения и статические позы (бхЕда, чАри, стхАнака). Разумеется, все телодвижения, мимика и язык жестов используются танцовщицей в соответствии со смыслом песни, они строго подчинены ему. Абхиная напоминает сурдоперевод: лицо переводчицы тоже подвижно, одно за другим на нем сменяются эмоции.
  2. вАчика абхинАя – это выражение через звук, это слова песни, произнесённая речь, вокальная и инструментальная музыка, звук голоса наттувАнара, звон колокольчиков гхунгхру и браслетов танцовщицы.
  3. ахАрья абхинАя – это не только костюм исполнителя в буквальном смысле с головы до ног: альтА на стопах и ладонях, украшения, костюм, грим, прическа, но и украшение сцены, декорации, театральный реквизит.
  4. сАтвика абхинАя – пожалуй, самая сложная из видов абхинаи. Она требует от танцора драматического/актерского дарования. Это выражение настроений, эмоций, внутренних переживаний.

Сатвика абхиная может быть двух видов:

  • лОка дхармИ – абхиная естественная, рождаемая подлинными эмоциями и переживаниями танцора, которые он испытывает в момент исполнения.
  • нАтья дхармИ – это стилизованные эмоции, которые являются результатом искусной игры танцовщицы, её артистического таланта.

Все 4 вида абхинаи в равной степени значимы и важны, и только от танцора зависит, в какой степени они будут присутствовать в его исполнении.

Абхиная тесно связана с несколькими понятиями:
БхАва (санскр. «эмоция») - это настроения, эмоции, выражаемые танцором.
РАса – понятие многогранное, это и самобзабвение танцора/актера от выраженной им бхАвы, наслаждение им песней, танцем, музыкой, и, в то же время рАса - это ответный отклик, реакция зрителя на увиденную игру танцора (бхАва), рАса - это эмоция длительная. Раса - санскр. - вкус, цвет. Зрителей, знатоков и ценителей искусств называют расика - вкушающие, наслаждающиеся. Раса - это удовольствие, наслаждение процессом танца по обе стороны рампы.

Первоначально рАсы были классифицированы как Ашта рАса – их было 8: шрингАра (любовь), карУнья (жалость, сострадание), вИра (героизм), адбхУта (удивление), бибхАтса (отвращение), бхаЯнака (боязнь, страх), крОдха (гнев) и хАсья (ирония, юмор). Впоследствии ученый Абхинавагупта, живший в IX в., дополнил их ряд. Им была добавлена 9-ая раса шАнта (мир, покой), и все вместе они стали называться нАварАса (9 рас). Каждая рАса имеет надлежащую бхАву.

ВибхАва (причина эмоции), анубхАва (эффект эмоции) и санчАри бхАва (второстепенные эмоции, эмоции-следствия) все вместе порождают состояние рАса.

Мы принимаем на себя роли, это не должно означать наше согласие с эмоциями, реакцией, поведением персонажей, важно уметь их выразить. Танец тренирует в нас наблюдательность в жизни, мы учимся навыкам воображения, мы учимся фантазировать. Отождествление с героем – это не то, что требуется в первую очередь. Главное – это игра воображения, уметь принять на себя ту или иную роль, надеть личину и поиграть в ней, конструируя возможные для этого героя ситуации, эпизоды, жесты, мимику, походку, осанку. С одной стороны абхиная - это увлекательная игра и познание себя, с другой стороны, это культура чувств, потому что даже самые грубые или пикантные моменты должны быть преподнесены зрителю в эстетичной форме. Танцор вправе выбирать и уровень исполнения адхама наика, мадьяма наика и утама наика. Однако от исполнителя требуется помнить об эстетике и тонко чувствовать грань, за которой его игра становится чрезмерно преувеличенной, а значит карикатурной. Слишком слащавое лицо в случае изображения шрингАры – это приторная сладость, она некрасива. Мы тренируем фантазию и обучаемся эрудиции в области эмоций, поскольку одной танцовщице нередко приходится исполнять несколько партий одной постановки.

Индийский танец знаменит многократными повторами одной и той же музыкальной фразы, их цель - дать возможность танцору максимально выразить смысл повторяемой строки. Это не означает повторения в изображении эмоций, мимики. Исполнитель должен искать палитру нюансов! Отработанная улыбка, в этом случае, сыграет против своего хозяина. Здесь требуется широкий арсенал выразительных средств.

Важный момент: не прерывать эмоцию, всегда сохранять эмоциональный настрой, не выходить из игры даже во время пауз в сахитья и протяжных акаарам и во время неподвижности. Максимум выразительности всегда. Старайтесь жить, а не принимать живописные позы для будущих хороших фотографий. Эмоции всегда должны быть живыми, текучими. Главное настроение, эмоциональная идея (ключ) не утрачивается на протяжении всей песни!

Выразительность глаз, пожалуй, самая важная в абхинае. «Глаза – зеркало души», ведь именно содержание души передаётся танцором в абхинае. Мысль рождается в голове, но предается она не только телодвижениями, жестами, мимикой, но и взглядом.

Знаменитый постулат «Натьяшастры» yatho hasta… гласит о том, что глаза всегда должны следовать за жестом, так ли это? Может быть, большей выразительности мы добьемся, опустив глаза, закрыв их на мгновение. Наши глаза направляют пристальное внимание зрителя на что-либо, его наблюдающий взгляд.

Это искусство объединяет все стили индийского классического танца. Пожалуй, невозможно вести речь об абхинае в пределах одного стиля - талант актрисы должен пронизывать танец. Хотя нюансы, на мой взгляд, все-таки присутствуют:

  • в бхаратанатьям акцент не в драматическом действе, а в тексте поэзии, широко используется язык хаста мудра, подчас жесты очень условны и требуют глубокого знания;
  • в кучипуди абхиная более чувственная, яркая, понятная всем, причина очевидна - влияние народного театра на танец;
  • в исполнительских искусствах Кералы (мохиниаттам, катхакали) она несколько преувеличена, гиперторофирована (возможно из-за маскообразного грима - чтобы мимика под толстым слоем грима была видна зрителям, мышцы лица должны хорошо сокращаться).

Она напрямую зависит от степени мастерства исполнителя, менее ярка она у тех, кто ещё не владеет мастерством танца/актёрской игры в достаточной мере. Абхиная оставляет огромное пространство для импровизации и самовыражения танцора.

Танец без настроения, без эмоционального содержания – не танец, а лишь набор физических упражнений. АбхинАя - это то, что заставляет наши сердца трепетать при виде индийского танца.

Он сравним с... благородным вином - с возрастом он становится лучше...

Елена Тарасова - художественный руководитель "Апсары".